ГАЗ-АА (полу́торка) — грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг), известный как "Полуторка". Изначально образцом послужил американский грузовик Форд модели АА образца 1930 года, но впоследствии спроектирован по отечественным чертежам.
"Полуторка" была самым массовым советским автомобилем в предвоенные и военные годы. Шасси ГАЗ-АА использовалось также для модифицированных разработок — это были машины скорой помощи, различные цистерны, световые и акустические установки, ремонтные мобильные "летучки", противохимические, гигиенические и санитарные автолаборатории, радиостанции и радиосистемы дальнего обнаружения, зарядно-осветительные станции и авиационно-пусковые агрегаты.
Об участии автомобиля ГАЗ-АА ("Полуторка") в войне 1941-1945 годов написано огромное количество книг. Но самым главным историческим маршрутом, по которому курсировала легендарная машина, была "дорога жизни", проложенная по льду Ладожского озера. Это был единственный путь, связывающий блокадный Ленинград с внешним миром.
По льду могли пройти только легкие ГАЗ-АА. Военная "Полуторка" с затемненными фарами осторожно проходила дистанцию под огнем немецкой артиллерии, доставляя в осажденный город продовольствие. Много автомобилей ушло под лед, но все же город был спасен, не в последнюю очередь благодаря самоотверженности легендарной "Полуторки".
При разработке собственного трёхосного грузового автомобиля, не смотря на действие договора о технической помощи с Ford Motor Company, возможностью воспользоваться помощью американской компании у советских специалистов не было. Дело в том, что на заводах Ford Motor Company выпускались лишь базовые автомобили, а все специальные модификации строились сторонними мастерскими. В частности трёхосные грузовики строили американские компании Hollister, Duel-Duty, Hi-Lo и другие. В основном конструкция таких автомобилей была нацелена не на увеличение проходимости, а на повышение грузоподъёмности. Трёхосные грузовики имели колёсную формулу 6х2, при этом каждая компания использовала мосты собственной конструкции, которые не имели ничего общего с продукцией Ford.
К 1 мая 1935 года была изготовлена первая партия из 50 трёхосных бортовых автомобилей ГАЗ-ААА, в основу которого лёг НАЗ-НАТИ-30. От стандартного ГАЗ-АА новая трёхоска отличалась собственной усиленной рамой, двухступенчатым демультипликатором, новыми ведущими мостами с главными червячными передачами, задней балансирной подвеской с полуэллиптическими рессорами, новым радиатором (шестирядным вместо четырёхрядного), новой грузовой платформой и увеличенной до 2 тонн грузоподъёмностью.
На ГАЗ-ААА устанавливался двигатель ГАЗ-А: бензиновый, рядный, четырёхцилиндровый, нижнеклапанный с алюминиевыми поршнями цилиндров, объёмом 3,28 литра и мощностью 40 л.с. при 2200 об/мин. В 1937 году грузовик получил более мощный 50-сильный двигатель от автомобиля ГАЗ-М1. Некоторые автомобили оснащались дополнительным 60-литровым бензобаком, установленным на раме за кабиной, топливо из которого также поступало самотёком.
Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА мог развивать максимальную скорость до 60 км/час, при этом расход топлива составлял 35 литров на 100 км. пути. Во время Великой Отечественной войны с 1942 по 1943 год с целью экономии выпускался упрощенный вариант ГАЗ-ААА с брезентовой крышей и брезентовыми клапанами вместо дверей, без глушителя, бампера и передних тормозов, крылья были выполнены путём гибки из низкосортного (кровельного) железа, а грузовая платформа оснащалась только задним откидываемым бортом.
ГАЗ-ААА выпускался на Горьковском автозаводе с 1935 по 1943 год. За этот период было изготовлено 37373 трёхосных грузовиков. Большая шасть бортовых автомобилей и шасси ГАЗ-ААА поступили в Красную Армию, где на них были смонтированы топливозаправщики, радиостанции и бронеавтомобили.